Нью-Йоркский
автосалон 2001
(New-York Motor-Show 2001)
Нью-йоркский Motor-show
подводит черту под сезонными автомобильными
выставками Америки, в первую очередь такими, как
Детройтский и Чикагский автосалоны. В этом году
шоу в "городе - Большое яблоко" прошло в 101-й
раз. И это обстоятельство стало, пожалуй, главной
причиной, почему все мировые издания обратили
внимание на шоу.
Автомобильной
промышленности в Нью-Йорке нет, это всем
известно. Когда-то, давным-давно, фабрикант
роялей Стейнвэй пробовал выпускать на
Лонг-Айленде "Мерседесы", да фабрика
сгорела. И все же покупательский потенциал
Нью-Йорка огромен, что и определило высокий
статус экспозиции, занявшей престижный зал
города - Jacob Javits Center. Одной из главных новинок стал
HUMMER H2 SUV - своего рода уменьшенная копия
армейского задиры из "Бури в пустыне".
Автомобиль практически не изменился по
сравнению с тем, о котором мы рассказывали в
мартовском номере "Нового века". Он имеет
закрытый салон на пять человек и вместительное
открытое грузовое отделение с откидным задним
бортом. Наличествующие у новинки родовые
признаки HUMMER - брутальный дизайн, подчеркнутая
функциональность - призваны убедить нью-йоркскую
публику в том, что машина будет столь же надежной,
проходимой, стойкой к ударам судьбы.
Но чудес не бывает. Цена HUMMER H2 примерно на треть
ниже стоимости Хаммера-Первого, и уже из этого
следует вывод, что конструкция значительно
упрощена. База - обычный Chevrolet Tahoe с 6-литровым
двигателем V8. А значит, прыжки по песчаным
барханам или сумасшедшая езда по каменистой
пустыне быстро обернутся заменой амортизаторов,
рулевых наконечников и рычагов подвески.
Впрочем, General Motors, которой теперь принадлежит
марка HUMMER, уверена в безоблачном будущем нового
проекта. Безоблачность излучил и Арнольд
ШварценеггерЮ который выкатил новый внедорожник
к публике по зеркальному полу. Арни известен как
большой любитель "хаммеров", и на этот раз
General Motors взяла его "добровольным
консультантом" для создания H2. За это, если
верить американским газетам, фирма перечислила 13
миллионов долларов в созданный Шварценеггером
благотворительный фонд InnerCity Games. Что же, в
большом бизнесе свои законы.
Как и HUMMER H2, задолго до нью-йоркского Мотор-Шоу
был "засвечен" и другой автомобиль General Motors -
родстер Buick Bengal. Увы, современные автомобильные
выставки почти не балуют сюрпризами - таковы
общие реалии. Сначала происходит
"случайная" утечка информации о машине,
затем в прессу проникают дизайнерские эскизы
проекта, фотографии, сделанные автомобильными
папарацци, после чего появляется еще и
концепт-кар. Словом, на официальном показе клиент
и товар встречаются, как старые знакомые.
Корпорацию понять можно: каждый доллар,
вложенный сегодня в новую разработку, идет
буквально на вес золота. Цена ошибки - потеря
лидерства на рынке. А он сегодня необычайно
плотный: в тех же внедорожниках можно запутаться.
Вот, например, еще один гость нью-йоркского
показа - Lincoln Blackwood. Мы видели этот пикап,
созданный на базе Navigator, еще на франкфуртском
автосалоне 1999 года. Черный лак величественного
кузова, черная кожа и черное дерево в роскошном
салоне... Сиденья с внутренней вентиляцией и
подогревом, отличная аудио-система, традиционные
для американских "траков" (пикапы и
внедорожники в США относятся к категории trucks -
легких грузовиков) подстаканники во всех
допустимых углах салона. Недорого, всего 50 тысяч
долларов. И "разогретая" задолго шумихой в
прессе публика начнет сметать роскошный пикап у
дилеров, не успеет еще Мотор-Шоу закрыться.
Но вот сенсация: впервые
нам показали другой Lincoln - величественное
5,3-метровое купе Mk9 на литых дисках размером 22
дюйма. Столь необычное для автомобиля название
компания сохраняет на протяжении самое малое
полувека. Обернешься к прошлому и поймешь: ничего
удивительного. Не имевшие собственной глубокой
культуры янки всегда испытывали комплекс перед
британцами и старались подражать им. В дорогом
автомобиле обязательно должно было
присутствовать нечто "старосветское" -
отделка, название, вензелек какой-нибудь.
Mk-такой-то - так в Великобритании обозначали
обновленные версии изделий, в том числе и
автомобилей. Давно уже перестали так делать, и
тут - нате вам! - американцы оказались святее Папы
Римского. Lincoln Mk9 к тому же и создан английскими
дизайнерами на небольшой британской фирме
спортивных автомобилей TWR. Возглавлял команду
Джерри Мак-Говерн, бывший стилист Land Rover, а кроме
него в команде работали еще двое роверцев - Дэвид
Вудхауз и Марек Рейчмэн. Марка Lincoln является
самой престижной и дорогой у корпорации Ford Motor,
поэтому можно с уверенностью утверждать, что
решения Mk9 прошли проверку на соответствие
вкусам американского истеблишмента. Таким
образом, этот автомобиль подводит своеобразную
черту под предыдущими изысканиями дизайнеров:
внутренние панели из шершавого алюминия - это
модно, сиденья из гладкой кожи - тоже модно,
органы управления в стиле "техно" - тем более
модно. Рост числа миллионеров в Соединенных
Штатах сегодня опережает темпы прироста
населения: 70 процентов покупателей марки никогда
до этого не владели Lincoln. Словом
"новорожденные" голосуют за Lincoln Mk9.
Всем нам хорошо знакомо
понятие "Большая тройка". Три ведущие
автомобильные корпорации Америки, их так и
перечисляли - не по алфавиту, а по величине
объемов производства: General Motors, Ford Motor, Chrysler Motor.
Все теперь не так. Монолит GM остался неколебим, Ford
устоял и возглавил ряды сторонников
глоболизации экономики, а вот Chrysler перешел в
собственность германского концерна Daimler-Benz.
Конечно, сделке постарались придать как можно
более политически корректный вид: вроде как две
гигантские империи слились в едином порыве для
борьбы с конкурентами. На деле оказалось не все
так однозначно. Большинство американского
управляющего аппарата из Chrysler вытеснено
немецкими менеджерами, на американских
предприятиях проводится жесточайшая политика
экономии, увольняются тысячи рабочих: немцы не
намерены мириться с тем, что Chrysler жил не по
средствам. И янки ошарашены: как могло произойти,
что иностранная компания нанесла их
независимому и такому демократичному
государству столь мощный удар? Настоящий
Перл-Харбор эпохи hi-tech! "Большой тройки", по
сути, больше не существует, а говорить "большая
двойка" как-то неловко. DaimlerChrysler принадлежат
самые большие среди прочих иностранных компаний
активы в Северной Америке. Они размещены в
компаниях по производству грузовиков Dodge, Freghtliner,
Sterling, Western Star, автобусов Thomas Built, пожарных машин La
France.
Легковые автомобили - это в первую очередь марка
Chrysler. Экспериментальный образец кабриолета на
базе Chrysler PT Cruiser даже язык не поворачивается
назвать концепт-каром. У серийной машины срезали
металлическую крышу и установили тент с
электрогидравлическим механизмом от серийного
Chrysler Sebring. Весь вопрос в том, когда будет принято
решение о начале его серийного производства.
Автомобиль-ретро, PT Cruiser собрал за прошлый год 25
призов, в том числе и титул американского
"Автомобиля года". Складной мягкий верх как
нельзя удачнее подошел к его старомодным линиям.
А что более традиционные
автомобили? (Хотя что считать традиционным для
Америки, где пикапы - один из наиболее любимых
видов транспорта). В Нью-Йорке состоялись
заокеанские премьеры таких хорошо уже известных
в Европе моделей, как Ford Focus, Honda Civic и Hyundai Elantra. Все
это небольшие модели с кузовами хэтчбек, седан
или универсал, и их удел - выполнять роль третьей
машины в американской семье. На ней ребенок будет
осваивать дорожную азбуку, а хозяйка дома -
ездить в супермаркет. Машины чуть большего
размера, длиной более 4,5 метра, имеют в США более
радужные перспективы. На них ездит интеллигенция
- люди, понимающие, что нужно экономить топливо и
оберегать окружающую среду. Такие автомобили
нередко берут на службу в полицию, особенно если
речь идет о машине, сделанной в Штатах. Седан
среднего класса Nissan Altima как раз к таким и
относится. Его будут выпускать в городе Смирна,
штат Теннесси. Altima оснащена двигателем 3,5 литра V6
мощностью 240 л.с. Компания рассчитывает продать
около 200 тысяч таких седанов, которые составят
конкуренцию Honda Accord и Toyota Camry, тоже, кстати,
американской сборки.
Таким было это Мотор-Шоу. Ярким и в то же время
обыденным. Щедрым на новинки, большая часть
которых ни для кого уже не являлась новостью.
Просто публика смогла лишний раз убедиться, что
автомобильный мир не перевернулся и продолжает
двигаться в прежнем направлении.
Денис ОРЛОВ |